luvida

Categories:

Неравный брак

Неравным браком нынче не удивишь.
Сегодняшние молоденькие девчушки даже завидуют своим подружкам постарше, связавшим свою жизнь с мужчинами старше их вдвое-втрое*, — не обязательно талантливым или красивым, знаменитым или… любимым (такое тоже может быть, я вполне в это верю), но обязательно – богатым.
Ладно, это их дело, они сами на это идут, и им жить…

А поговорим-ка мы с вами про век позапрошлый, когда молодой художник, только что закончивший Московское училище, Василий Пукирев на выставке 1863 года в Петербурге представил на суд зрителей свою картину «Неравный брак» и вмиг стал знаменитым и даже получил звание профессора Академии художеств.

Василий Пукирев, «Неравный брак», 1862 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Пукирев, «Неравный брак», 1862 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва

А по Москве и Петербургу поползли слухи: неспроста, мол, художник такой сюжет написал, что-то там было в его жизни такое, какая-то трагедия на любовном фронте…

Конечно, было, нет дыма без огня.
Но что именно?

Давайте ещё раз посмотрим на картину: известно, что за спиной невесты стоит и смотрит прямо на нас друг художника П.М. Шмельков, а стоящий рядом с ним (крайний справа) шафер – портрет самого автора.

Что касается сюжета, то есть две версии.

Версия первая. Со счастливым концом
По одной из них, Василий Пукирев рассказал про несчастную судьбу своего друга Сергея Варенцова: девушку, в которую он был влюблён, выдали замуж за человека, который был старше её на… 13 лет.
На картине жених намного старше невесты, но на то оно и искусство, чтобы усугублять, утрировать описываемые события.
Трагедия усугублялась тем, что влюблённый, состоявший в родстве с женихом, должен был стать шафером на свадьбе.

Фотография портрета С. М. Варенцова работы Пукирева., 1860-е годы
Фотография портрета С. М. Варенцова работы Пукирева., 1860-е годы

За эту версию говорит то, что о несчастной любви Сергея Варенцова упоминает в своих мемуарах его родственник Николай Варенцов, да и на эскизе картины в роли шафера изображён не сам художник, а человек, похожий на Сергея Варенцова.

Кстати, конец этой жизненной истории оказался вполне счастливым: брак венчающихся оказался удачным, а несостоявшийся жених через год женился на другой и даже рассорился со своим другом-художником из-за картины.

Версия вторая. Печальная
Портрет невесты на картине был написан с Прасковьи Матвеевны Варенцовой (однофамилицы С. Варенцова), девушки из знатной княжеской семьи.
Именно в неё, по свидетельствам, был влюблён Василий Пукирев, но её выдали замуж за пожилого князя.

Этот факт подтверждает в своей книге «Москва и москвичи» Владимир Гиляровский, но лишь со слов художника С.И. Грибкова:

«… этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой.» 

Правда, есть предположение, что молодой художник влюбился в юную модель уже на стадии написания картины. Он сделал ей предложение, но получил отказ и поэтому, когда Варенцов на него обиделся, автор изобразил на его месте себя.

Полтора века спустя
История получила продолжение в 2002 году.
В Третьяковскую галерею попал рисунок художника В.Д. Сухова - сделанный в 1907 году карандашный портрет пожилой женщины, с надписью автора:

«Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В. Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».

Выходит, произведение В.В. Пукирева оказалось пророческим.
Красавица-невеста закончила жизнь в богадельне.

Да и сам художник умер в бедности в возрасте 57 лет.
Он никогда не был женат. 

Про неравные браки
Ни одна из картин В.В. Пукирева не стала столь известной, как первая его работа, потому что оказалась ко времени, когда это явление стало весьма распространённым.
Более половины браков заключались против воли девушек, которых выдавали за мужчин намного старше.

В феврале 1861 года даже вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте, но на практике он ничего не изменил.

А вот полотно В.В. Пукирева оказало более действенное влияние на общество.
И.Е. Репин писал, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н.И. Костомаров под влиянием картины отказался от женитьбы на молодой девушке.

Заключение
Браки по расчёту были, есть и будут.
Лишь бы расчёт был верным…
Так говорят.

*Мальчишки, кстати, тоже не отстают.

***
Отсюда.

Пятница сегодня, помните?
#61
365days 


promo luvida november 15, 2013 07:19 381
Buy for 20 tokens
***
...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded