luvida

Category:

Княгиня Тенишева. Чьих кистей её портреты?

Впервые о княгине М.К. Тенишевой я узнала несколько лет назад из блога Super-Kakadu, который посвятил несколько десятков постов биографии этой замечательной и талантливой женщины.
Я, конечно, столь много писать о ней не стану, хочу лишь собрать здесь несколько портретов княгини, написанных известными художниками, с которыми она дружила и которых поддерживала. 

1.
1.

Самые знаменитые портреты М. К. Тенишевой написаны И.Е. Репиным, но... к сожалению, ни один из них княгине не понравился.

Из-за этого некоторые наши современники называли княгиню капризной и взбалмошной. Однако она вполне резонно поясняла своё недовольство. И право имела, между прочим...

«Писал Репин и рисовал меня чуть ли не шесть или семь раз, мучил без конца, а портреты выходили один хуже другого, и каждый раз из-за них у меня бывали неприятности с мужем: он их просто видеть не мог...»

2.
2.

И ещё:
«В особенности за один портрет я на него очень рассердилась.
Репин всегда боялся красивых складок, мягких тканей в женских портретах. Ему, как истинному передвижнику, подавай рогожу: иметь дело с ней ему было покойнее.
Затеял он как-то писать меня в чёрном домашнем платье, шерстяной юбке и шёлковой кофточке, и к этому более чем скромному туалету он непременно захотел прилепить мне на шею пять рядов крупного жемчуга. Как я ни отговаривалась, ни противилась, он настоял на своём. 

3.
3.

В руках у меня была тетрадь романсов Чайковского. Также как у Тарханова на портрете торчал дешевый пузатый графин со стаканом, представляющий атрибуты лектора, так и я была изображена с атрибутами певицы. Подобная иллюстрация указывает каждому без ошибки, к какому цеху принадлежит заказчик портрета.
Но всё бы ничего, портрет выходил довольно удачный, свежий по краскам. Красноватый лоскут старинной материи на фоне хорошо гармонировал с цветом лица, платья и жемчуга, и, к счастью, обложка романсов Чайковского была едва выписана, и на ней не красовалось имя издателя и адрес. Но вот беда, работа портрета была как-то прервана по случаю моего отъезда, и в моё отсутствие Репин, убоявшись, вероятно, цветистого тона, намазал вместо него прочную штукатурную стену коричневого колера. Наверно, у него с последним мазком свалился камень с души, и он свободно вздохнул. Для такого мастера, как он, я считаю непростительным переписывать что-либо на портрете без натуры. Этого не сделает даже ученик.
Потом портрет был мне любовно предоставлен взамен пяти тысяч рублей.
С мужем у меня опять из-за него вышла история. Он не на шутку рассердился и за деньги, и за неудовлетворительную вещь:
– Боже мой, да когда же эти художники тебя проучат и так тебя намалюют, что раз навсегда отобьют охоту к подобной пачкотне…»

Присмотревшись внимательно, мы согласимся, что Мария Клавдиевна была права: схалтурил Илья Ефимович, будучи, видимо, уверен, что в любом случае работа будет оплачена...

***
Портрет М.К. Тенишевой, который хранится в Смоленской художественной галерее, принадлежит кисти Валентина Серова

4.
4.

И опять даём слово героине портрета:
«… Серов понял мой характер, придал мне непринужденную позу, очень мне свойственную, и казалось, удача будет полная.
Однажды во время сеанса влетел Дягилев и с места в карьер напал на Серова, стал смеяться, что тот пишет даму в декольте при дневном освещении. Это было до того неожиданно и с первого взгляда так смело, что Серов смутился и, поддавшись его влиянию, тут же зажег электрическую лампу с желтым абажуром. Эта перемена освещения дала мне желтый рефлекс на лице и совершенно убила удачный колорит портрета. Но, несмотря на желтизну лица, мне все-таки очень нравился этот портрет, и, когда он был готов (в 1898 году), я повесила его в кабинете мужа в его отсутствие. Вернувшись и увидав его, муж пришел в такое негодование, что приказал вынести его вон и сделал мне снова самую тяжелую сцену, говоря, что предпочитает видеть на своих стенах олеографии, нежели такие карикатуры.
Когда Серов, увидав князя и не дождавшись от него ни одного любезного слова, сам вызвал его на разговор о портрете, князь очень сухо ответил ему:
— Позвольте мне не высказываться. Когда человек молчит, это значит, что он не хочет сказать чего-нибудь неприятного.
С тех пор Серов сделался моим отъявленным врагом, несмотря на то, что я лично всегда ценила его талант и приветливо встречала его. Он никогда не мог простить мужу его слов и совсем не по-рыцарски вымещал их на мне…».

***
Портрет Тенишевой работы С.А. Малютина.

5.
5.

***
Портрет, написанный К.А. Коровиным.

6.
6.

***
Автор портрета Соколов А.П.

7.
7.

***
Врубель М.А. написал княгиню в образе Валькирии.

8.
8.

***
В деревне Флёново, где находится музей М.К. Тенишевой, стоит скульптурный портрет княгини, автором которого является Л.А. Ельчанинова.

9.
9.

Были мы во Флёново-Талашкино в июле 2019 года.

Фото 1-7 из Яндекса.

promo luvida november 15, 2013 07:19 381
Buy for 20 tokens
Меня зовут Любовь. Я всегда рада добрым людям, и мне совершенно безразлично, каков ваш рейтинг, СК, социальное положение, раса, гражданство или национальность. Пишу я обо всём, что происходило, происходит и, возможно, будет происходить со мной и вокруг меня. Со мной можно не соглашаться и даже…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.