luvida

Category:

Княгиня Тенишева. Чьих кистей её портреты?

Впервые о княгине М.К. Тенишевой я узнала несколько лет назад из блога Super-Kakadu, который посвятил несколько десятков постов биографии этой замечательной и талантливой женщины.
Я, конечно, столь много писать о ней не стану, хочу лишь собрать здесь несколько портретов княгини, написанных известными художниками, с которыми она дружила и которых поддерживала. 

1.
1.

Самые знаменитые портреты М. К. Тенишевой написаны И.Е. Репиным, но... к сожалению, ни один из них княгине не понравился.

Из-за этого некоторые наши современники называли княгиню капризной и взбалмошной. Однако она вполне резонно поясняла своё недовольство. И право имела, между прочим...

«Писал Репин и рисовал меня чуть ли не шесть или семь раз, мучил без конца, а портреты выходили один хуже другого, и каждый раз из-за них у меня бывали неприятности с мужем: он их просто видеть не мог...»

2.
2.

И ещё:
«В особенности за один портрет я на него очень рассердилась.
Репин всегда боялся красивых складок, мягких тканей в женских портретах. Ему, как истинному передвижнику, подавай рогожу: иметь дело с ней ему было покойнее.
Затеял он как-то писать меня в чёрном домашнем платье, шерстяной юбке и шёлковой кофточке, и к этому более чем скромному туалету он непременно захотел прилепить мне на шею пять рядов крупного жемчуга. Как я ни отговаривалась, ни противилась, он настоял на своём. 

3.
3.

В руках у меня была тетрадь романсов Чайковского. Также как у Тарханова на портрете торчал дешевый пузатый графин со стаканом, представляющий атрибуты лектора, так и я была изображена с атрибутами певицы. Подобная иллюстрация указывает каждому без ошибки, к какому цеху принадлежит заказчик портрета.
Но всё бы ничего, портрет выходил довольно удачный, свежий по краскам. Красноватый лоскут старинной материи на фоне хорошо гармонировал с цветом лица, платья и жемчуга, и, к счастью, обложка романсов Чайковского была едва выписана, и на ней не красовалось имя издателя и адрес. Но вот беда, работа портрета была как-то прервана по случаю моего отъезда, и в моё отсутствие Репин, убоявшись, вероятно, цветистого тона, намазал вместо него прочную штукатурную стену коричневого колера. Наверно, у него с последним мазком свалился камень с души, и он свободно вздохнул. Для такого мастера, как он, я считаю непростительным переписывать что-либо на портрете без натуры. Этого не сделает даже ученик.
Потом портрет был мне любовно предоставлен взамен пяти тысяч рублей.
С мужем у меня опять из-за него вышла история. Он не на шутку рассердился и за деньги, и за неудовлетворительную вещь:
– Боже мой, да когда же эти художники тебя проучат и так тебя намалюют, что раз навсегда отобьют охоту к подобной пачкотне…»

Присмотревшись внимательно, мы согласимся, что Мария Клавдиевна была права: схалтурил Илья Ефимович, будучи, видимо, уверен, что в любом случае работа будет оплачена...

***
Портрет М.К. Тенишевой, который хранится в Смоленской художественной галерее, принадлежит кисти Валентина Серова

4.
4.

И опять даём слово героине портрета:
«… Серов понял мой характер, придал мне непринужденную позу, очень мне свойственную, и казалось, удача будет полная.
Однажды во время сеанса влетел Дягилев и с места в карьер напал на Серова, стал смеяться, что тот пишет даму в декольте при дневном освещении. Это было до того неожиданно и с первого взгляда так смело, что Серов смутился и, поддавшись его влиянию, тут же зажег электрическую лампу с желтым абажуром. Эта перемена освещения дала мне желтый рефлекс на лице и совершенно убила удачный колорит портрета. Но, несмотря на желтизну лица, мне все-таки очень нравился этот портрет, и, когда он был готов (в 1898 году), я повесила его в кабинете мужа в его отсутствие. Вернувшись и увидав его, муж пришел в такое негодование, что приказал вынести его вон и сделал мне снова самую тяжелую сцену, говоря, что предпочитает видеть на своих стенах олеографии, нежели такие карикатуры.
Когда Серов, увидав князя и не дождавшись от него ни одного любезного слова, сам вызвал его на разговор о портрете, князь очень сухо ответил ему:
— Позвольте мне не высказываться. Когда человек молчит, это значит, что он не хочет сказать чего-нибудь неприятного.
С тех пор Серов сделался моим отъявленным врагом, несмотря на то, что я лично всегда ценила его талант и приветливо встречала его. Он никогда не мог простить мужу его слов и совсем не по-рыцарски вымещал их на мне…».

***
Портрет Тенишевой работы С.А. Малютина.

5.
5.

***
Портрет, написанный К.А. Коровиным.

6.
6.

***
Автор портрета Соколов А.П.

7.
7.

***
Врубель М.А. написал княгиню в образе Валькирии.

8.
8.

***
В деревне Флёново, где находится музей М.К. Тенишевой, стоит скульптурный портрет княгини, автором которого является Л.А. Ельчанинова.

9.
9.

Были мы во Флёново-Талашкино в июле 2019 года.

Фото 1-7 из Яндекса.

promo luvida november 15, 2013 07:19 381
Buy for 20 tokens
***
...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded