Categories:

Про баклуши да про ложки с матрёшками

Интернет подсказывает, что сегодня день битья баклуш.
Хорошо-то как!
Бить баклуши мне не лень.
Бью баклуши целый день.

А между тем, с битья баклуш начался самый известный и один из красивейших промыслов в России – хохломская роспись по дереву.

Хотя нет, с ложки всё началось – с той самой ложки, которую потерял в глухом лесу мужик Семён. А как без ложки-то жить? Без ложки-то мужику худо...
Вот и пришлось срубить клён да вырезать новую ложку себе, да и всей своей семье заодно. И уж такие ладные ложечки у него вышли, что соседи стали просить и им такие же вырезать. Потом заезжие купцы семёновыми ложками заинтересовались…
Так и пошло-покатилось. 

Место, где Семён с семьёй жил да ложки вырезал, назвали Семёновым.
А Семёну Ложкарю в Семёнове же благодарные потомки памятник поставили.

Так ли это было, или народ всё выдумал, только достоверно известно, что село Семёновское упоминается в летописях с 1644 года: сюда из окрестных деревень привозились ложки-баклуши* и разный другой щепной товар (подносы, чашки, туеса и т.п.). Здесь всему придавали товарный вид и отправляли на Нижегородскую ярмарку.

Нынче только на Семёновской фабрике работает более 1500 человек.
Производство, в основном, ручное: от баклуш до готовых изделий.

Вот, полюбуйтесь, какие ложки-плошки-поварёшки выходят из-под умелых ук семёновцев!

Ну, и про матрёшки уж ещё раз рассказать, что ли...
А матрёшки не здесь родились, не в Семёное.
Они сюда позже «понаехали» - в конце XIX века, аж из самой Москвы.
И «породил» их художник Сергей Малютин (1859 – 1937).
Тот самый, по эскизам которого построен Дом Перцева, стоящий в Москве напротив храма Христа Спасителя (здесь писала про него).
Тот самый, который в начале ХХ века руководил художественными мастерскими в Талашкино у княгини М.К. Тенишевой.

Но идею создать разъёмную деревянную куклу и раскрасить её в русском стиле «подсказала» С.В. Малютину привезённая с острова Хонсю женой известного мецената Саввы Мамонтова японская игрушка: фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы (один из семи японских богов счастья), в которой находилось ещё несколько вложенных одна в другую фигурок.

Почему матрёшка? От имени Матрёна — одного из самых распространённых в то время русских женских имён. В основе имени лежит слово «матерь». С тех пор матрёшка стала символом материнства и плодородия.

Первая матрёшка хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашена она гуашью и потому выглядит не очень празднично. Так говорят. Сама я пока не видела…
На выставку «ЭКСПО-70», которая проходила на родине «отца» матрёшки, в Японии, семёновские мастера изготовили 72-местную матрёшку. 

И была она всего-то в метр высотой и полметра диаметром. Зато толщина стенки каждой куколки была не более полмиллиметра. Это из дерева-то выточенная!
Нет, в Семёновском музее её нет. И ни в одном музее России.
Потому что там же, в Японии, чудо-матрёшку и продали... всего за 3 тысячи рублей.

Ну, и ладно, семёновские мастера ещё и не такое чудо сотворить могут!

Вот вам и баклуши!

Из Википедии:
Баклуша — обрубок древесины (в основном липовой, осиновой или берёзовой), обработанный для выделки различных долблёных деревянных изделий (ложек и другой утвари).
Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянной утвари — раскалывание чурбанов на баклуши, обтёсывание баклуши вчерне, проводились не ремесленником, а подмастерьем или даже ребёнком. Первоначально выражение имело смысл делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время.

promo luvida november 15, 2013 07:19 381
Buy for 20 tokens
Меня зовут Любовь. Я всегда рада добрым людям, и мне совершенно безразлично, каков ваш рейтинг, СК, социальное положение, раса, гражданство или национальность. Пишу я обо всём, что происходило, происходит и, возможно, будет происходить со мной и вокруг меня. Со мной можно не соглашаться и даже…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded