?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Давно уже поняла, что, чем дольше живу, тем больше чего-то не знаю.
И не удивляюсь уже, а просто радуюсь новым знаниям.

Вот и этого не знала – про триптих монументов: «Меч передан. Меч поднят. Меч опущен».

Стоят монументальные скульптуры в разных городах: «Тыл – фронту» в Магнитогорске, «Родина-мать зовёт!» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Берлине.
Объединяет их меч – аллегорический символ победы: выкован на Урале, поднят на Волге, победно опущен в Германии.
1.



К сожалению, своими глазами не видела ни один из этих памятников, фото позаимствовала в интернете.
Однако, раз уж начала, то расскажу о них подробнее.

Созданы памятники были в обратном порядке.

Первым появился 8 мая 1949 года в берлинском Трептов-парке «Воин-освободитель».
Высота монумента 12 метров, вес 70 тонн.
Скульптор Е.В. Вучетич, архитектор Я.Б. Белопольский, художник А.В. Горпенко, инженер С.С. Валериус.

«В основе сюжета памятника «Воину-освободителю» лежит реальный подвиг солдата — знаменщика 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержанта Николая Масалова, совершенный им при взятии Берлина.
26 апреля 1945 года советские солдаты готовились к взятию аэродрома Темпельхоф. Путь бойцам преграждал глубокий канал, мосты и подступы к которому были со всех сторон прикрыты огнем вражеских пулеметов. Стояла напряженная тишина, которую нарушил детский плач.
Он повторял одно, понятное всем слово: «Муттер, муттер…», — вспоминал маршал Василий Чуйков о подвиге бойца. — «Кажется, это на той стороне канала», — сказал товарищам Масалов. Он подошел к командиру: «Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он».
Рискуя жизнью, Николай Масалов спас ребенка, и, «передав девочку санитаркам, снова встал у знамени полка, готовый к броску вперед».
И в Берлине, в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
2.



В 1967 году на Мамаевом кургане в Волгограде в центре памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» поднялась монументальная фигура «Родина-мать зовёт!» - на то время самая высокая статуя в мире.
Общая высота памятника 85 метров, высота женской фигуры без меча – 52 метра. Масса памятника 8 тысяч тонн. Бетонный фундамент глубиной 16 метров.
Скульптор Е.В. Вучетич, инженер Н.В. Никитин.
3.



«Тыл – фронту» открыли летом 1979 года в Магнитогорске, потому что каждый третий снаряд и каждый второй танк были сделаны из магнитогорской стали.
Высота композиции 15 метров.
Скульптор Л.Н. Головницкий, архитектор Я.Б. Белопольский.
4.



Автора двух других памятников Е.В. Вучетича к тому времени уже не было в живых.

Однако есть и у Е.В. Вучетича третья скульптура с мечом.
Композиция «Перекуём мечи на орала», установленная в 1957 году в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН, к вышеназванной серии не относится, но всё-таки её можно было бы назвать завершающей эпопею с мечом. Эта работа была отмечена серебряной медалью Совета Мира и получила Гран-при на выставке в Брюсселе.
5.



Сам скульптор сказал:
«Я только трижды обращался к мечу — один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».



Recent Posts from This Journal

  • Мышеловка для сыра

    Прочитала вчера пост про то, что сыр, мол, российский – это и не сыр вовсе, а отрава. Вот в заграницах сыр – всем сырам сыр. Он там состоит из…

  • ВДНХ до перестройки: Эх, прокачу!

    Давно не была я в этом знаковом не только для Москвы, но и для всей нашей страны месте — на ВДНХ. На картинки в постах френдов смотрю — ничего не…

  • Сороку "подстрелила"...

    Издалека, правда. Но не теряю надежды на то, что она когда-нибудь мне в объектив заглянет...

promo luvida november 15, 2013 07:19 382
Buy for 30 tokens
Меня зовут Любовь, пишу в своём журнале обо всём, что происходило, происходит и, возможно, будет происходить со мной и вокруг меня. Мой любимый печатный знак - смайлик, стараюсь обо всём писать с улыбкой. Со мной можно не соглашаться и даже спорить, но только не ругаться и не оскорблять моих гостей…

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
valenki64
Oct. 3rd, 2017 04:16 pm (UTC)
Одна-а-а-ко! Мне никогда в голову не пришла бы такая синхроничность аллегории! Вот, Люба, копает как глубоко.)
luvida
Oct. 3rd, 2017 06:19 pm (UTC)
Саша, всё случайно мне в голову попадает: что-то услышу, что-то прочитаю. И - да, начинаю копать. Не очень глубоко, правда, чтобы иметь общее представление.
amarok_man
Oct. 3rd, 2017 04:29 pm (UTC)
В реале видел два памятника: в Магнитогорске и в Волгограде.
А это небольшое дополнение об истории создания памятника в Трептов-парке. Писал ранее пост в журнале:
"...В августе 1946 года, после Потсдамской конференции стран антигитлеровской коалиции, у маршала Климента Ефремовича Ворошилова возникла идея создать мемориал в берлинском Трептов-парке, где были захоронены около 7000 советских воинов. Ворошилов рассказал о своем предложении замечательному скульптору, бывшему фронтовику Евгению Викторовичу Вучетичу. Надо сказать, что они были хорошо знакомы: в 1937 году скульптор получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом».

В результате беседы с Ворошиловым у Вучетича появилось несколько вариантов памятника. Один из них представлял собой фигуру Сталина, держащего в руках земное полушарие или изображение Европы. Но потом Евгений Викторович вспомнил про случаи, когда немецких детей спасали от гибели наши солдаты, и об одном из таких случаев — подвиге старшего сержанта Николая Масалова — ему рассказал В.И. Чуйков. Эти истории вдохновили Вучетича на создание другого варианта, с солдатом, держащим ребенка на груди. Сначала это был солдат с автоматом ППШ.
Как принималось решение о возведении памятника в честь Победы над Германией, рассказывает в своей книге "Генералиссимус" писатель Владимир Васильевич Карпов.

"Приняли решение в честь Победы над Германией (в назидание немецким потомкам) построить памятник в Берлине, объявили конкурс на проект. После того как были отобраны наиболее перспективные работы, пригласили Сталина с ними познакомиться и, конечно, хотели услышать его решающее мнение.

Сталин обошел и внимательно осмотрел все макеты. Большинство из них представляли вариации фигуры Верховного Главнокомандующего, что казалось естественным, как бы обобщающий итог победной войны.

Сталин посмотрел на скульпторов, в его взгляде многие уловили иронию, чему очень удивились.

Сталин спросил, показав жестом на проекты: А не надоел вам этот усатый? Скульпторы просто ошарашены. Не посмели даже засмеяться. Молчали. Сталин увидел у Вучетича фигурку солдата с девочкой на руке. Подошел, присмотрелся и молвил:

Вот это то, что надо. - Помолчал. - Только автомат уберите и вложите в руки карающий меч.

На том и порешили. И стоит солдат в Берлине по сей день с "карающим мечом Сталина" в могучей руке, с разбитой свастикой у ног и девочкой, прильнувшей к груди избавителя, символизирующей спасенные народы Европы и их вольное будущее".
luvida
Oct. 3rd, 2017 06:15 pm (UTC)
Спасибо, Александр, за дополнение)
(no subject) - amarok_man - Oct. 3rd, 2017 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luvida - Oct. 3rd, 2017 06:46 pm (UTC) - Expand
blondzinko
Oct. 3rd, 2017 04:38 pm (UTC)
Слышала про "перекуем меч на орала", но никогда не видела этот памятник.
luvida
Oct. 3rd, 2017 06:16 pm (UTC)
Да, и я тоже. И не связывала эти три памятника...
tigrenok_t
Oct. 3rd, 2017 05:27 pm (UTC)
Интересно! "Тыл – фронту" никогда не видела, просто не знала о существовании это памятника, да и о последнем памятнике тоже.
luvida
Oct. 3rd, 2017 06:16 pm (UTC)
И я. К тому же не связывала их в один ансамбль.
margarita_nik
Oct. 3rd, 2017 05:29 pm (UTC)
я только Родину-мать видела - огромный памятник! но историю эту не знала даже..
luvida
Oct. 3rd, 2017 06:17 pm (UTC)
Теперь все знаем)
olga_simonova
Oct. 3rd, 2017 05:50 pm (UTC)

Интересна история памятников, не знала

luvida
Oct. 3rd, 2017 06:17 pm (UTC)
Да, Оля, много мы ещё не знаем. Будем узнавать)
fen_vey
Oct. 3rd, 2017 06:15 pm (UTC)
Интересное исследование. Слыхал я версию что "Родина - мать" это некая языческая богиня и подобная скульптура не могла быть одобрена например при Сталине.
luvida
Oct. 3rd, 2017 06:18 pm (UTC)
А я не слышала.
Впрочем. учёные и исследователи всё, что угодно. могут придумать.
(no subject) - fen_vey - Oct. 3rd, 2017 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luvida - Oct. 3rd, 2017 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sheynefros - Oct. 3rd, 2017 06:49 pm (UTC) - Expand
sheynefros
Oct. 3rd, 2017 06:47 pm (UTC)
Я была в Волгограде. Очень впечатляющая скульптура да и весь комплекс.
luvida
Oct. 3rd, 2017 06:48 pm (UTC)
А мы никак не доедем туда. Но даже на фото виден масштаб комплекса.
(no subject) - sheynefros - Oct. 3rd, 2017 07:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luvida - Oct. 3rd, 2017 07:46 pm (UTC) - Expand
kasana3006
Oct. 3rd, 2017 08:08 pm (UTC)
Не знала, спасибо просветила)
luvida
Oct. 4th, 2017 05:46 am (UTC)
Пожалуйста)
pink_mathilda
Oct. 4th, 2017 12:16 am (UTC)
а интересная такая та, что в Нью-Йорке.
luvida
Oct. 4th, 2017 05:46 am (UTC)
Ага, как будто старинная.
elenabyzova
Oct. 4th, 2017 01:15 am (UTC)
"...стремление людей доброй воли бороться за разоружение..." - осталось дождаться, когда к ним примкнут и политики. А история очень интересная!)
luvida
Oct. 4th, 2017 05:47 am (UTC)
Не, Лена, эти не придут - точно (
turgenskiy
Oct. 4th, 2017 02:43 am (UTC)

Спасибо, не знал, что эти памятники можно так увязать

luvida
Oct. 4th, 2017 05:47 am (UTC)
Пожалуйста)
a4inka
Oct. 4th, 2017 05:21 am (UTC)
В Сталинграде видела.
luvida
Oct. 4th, 2017 05:48 am (UTC)
Да, у нас он самый известный)
(no subject) - turgenskiy - Oct. 4th, 2017 08:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - luvida - Oct. 4th, 2017 12:10 pm (UTC) - Expand
innuleska
Oct. 4th, 2017 05:34 am (UTC)
Ух ты, очень интересно! Спасибо! Я тоже многого не знала.
luvida
Oct. 4th, 2017 05:48 am (UTC)
Пожалуйста)
alba_ruthenia01
Oct. 4th, 2017 08:09 am (UTC)
Интересная мысль. Я видела два из них, в Волгограде и в Берлине.
Монумент в Магнитогорске сооружен значительно позже двух первых, я о нем даже не слышала.
Думаю, что изначально такой общей идеи насчет меча не было. Но потом кому-то она пришла в голову и сделали третий памятник с передачей меча. Получился хороший ансамбль.
luvida
Oct. 4th, 2017 12:09 pm (UTC)
Скорее всего, так всё и было)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 45 comments — Leave a comment )