?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не все, но кто-то обещал за месяц перечитать «Героя нашего времени».
Будем считать, что перечитали, как и я.
И вот такие у меня вопросы-сомнения возникли.

Каким вы себе представляете Печорина?
К сожалению, моё восприятие литературных героев напрочь испорчено образами артистов в художественных фильмах. Наш учитель литературы Пётр Михайлович водил нас в соседний со школой клуб шёлкокомбината, в котором показывали «Анну Каренину» с Татьяной Самойловой и Василием Лановым; «Войну и мир», где Наташу Ростову играла Людмила Савельева, а князя Болконского Вячеслав Тихонов; а в роли Печорина в «Герое нашего времени» выступил Владимир Ивашов.
Он, конечно, хотел, как лучше чтобы даже заядлые двоечники хотя бы содержание произведений знали. А получилось…
Вот спросила у вас, каким вы себе Печорина представляете, а у меня-то перед глазами – Владимир Ивашов в его образе.

И главный вопрос: Печорин – это сам Лермонтов? Про себя написал автор?
Если спросите меня, то скажу, что всё-таки Печорин – образ собирательный, но очень много в нём от самого Лермонтова.
И вот что в этом случае поражает. Роман написан, когда автору было 24-26 лет. Это какой же мудростью, каким чувством самоиронии надо обладать, чтобы в таком возрасте так умело и беспощадно высмеять себя и своё поколение?!
Лучшее подтверждение моего предположения - написанное в то же время стихотворение "Дума", начинающееся со слов:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно...

И в котором есть такие строки:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

[Факультатив – для тех, кто не успел прочитать, отрывки из повестей «Бэла» - о характере Печорина, и «Максим Максимыч» - описание его внешнего вида.]

Факультатив для тех, кто не успел прочитать: отрывки из повестей «Бэла» - о характере Печорина, и «Максим Максимыч» - описание его внешнего вида.
«Бэла»
… «Послушайте Максим Максимыч», отвечал он: «у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю, знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. Разумеется, это им плохое утешение — только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц, и был любим, — но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться — науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди — невежды, а слава — удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно… Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живёт под чеченскими пулями — напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимания на комаров, — и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своём доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её чёрные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, только мне с нею скучно… Глупец я, или злодей, не знаю; но то верно, что я так же очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне всё мало; к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день от дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь, — только не в Европу, избави боже! — поеду в Америку, в Аравию, в Индию, — авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере, я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощию бурь и дурных дорог».
«Максим Максимыч»
Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побеждённое ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застёгнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно-чистое бельё, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлён худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо. Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость; он сидел, как сидит бальзакова 30-летняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его, я бы не дал ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и вероятно обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева, или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были чёрные, — признак породы в человеке, так, как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; об глазах я должен сказать ещё несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! — Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного, или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжёлый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса, и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно-спокоен. Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и может быть на другого вид его произвёл бы совершенно различное впечатление; но так как вы об нём не услышите ни от кого, кроме меня, то поневоле должны довольствоваться этим изображением. Скажу в заключение, что он был вообще очень недурён и имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским.

promo luvida november 15, 2013 07:19 381
Buy for 20 tokens
Меня зовут Любовь. Я всегда рада добрым людям, и мне совершенно безразлично, каков ваш рейтинг, СК, социальное положение, раса, гражданство или национальность. Пишу я обо всём, что происходило, происходит и, возможно, будет происходить со мной и вокруг меня. Со мной можно не соглашаться и даже…

Comments

( 63 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
vesninalj
Jul. 9th, 2015 08:47 am (UTC)
Для меня Лермонтов уникальная, загадочная и трагическая фигура. Гений, так рано ушедший из жизни. Согласна с Вами - Ивашов очень подходит на роль Печорина
luvida
Jul. 9th, 2015 11:59 am (UTC)
С этим никто не поспорит - трагическая судьба, гениальный поэт и прозаик.
mihailbrat
Jul. 9th, 2015 09:50 am (UTC)
У писателей определенный склад и независимо от возраста, у них будет и мудрость и пылкость и страсть и др. особенности, которые в жизни не проявляются, но на перо выходит замечательно!
luvida
Jul. 9th, 2015 12:00 pm (UTC)
Может быть, да. Одна жизнь в литературе, другая в реале.
fotovivo
Jul. 9th, 2015 10:03 am (UTC)
И ненавидим мы, и любим мы случайно,//

Вот это прямо в точку, действительно проницательность поразительная,
пожалуй, в те времена взрослели и умудренности достигали раньше...
luvida
Jul. 9th, 2015 12:01 pm (UTC)
И всё-такие не все. Зависит ли это от времени, отведённого человеку на жизнь? Мне кажется, очень зависит. То есть какая-то фатальность.
(no subject) - fotovivo - Jul. 9th, 2015 12:11 pm (UTC) - Expand
annataliya
Jul. 9th, 2015 10:09 am (UTC)
Мне тоже кажется, что образ Печорина - все-таки собирательный.
luvida
Jul. 9th, 2015 12:02 pm (UTC)
Но очень много своих черт дал Лермонтов своему герою.
marusa_muse
Jul. 9th, 2015 10:12 am (UTC)
во мне душа испорчена светом
Ну, собссно и весь ответ!))
Люблю это произведение у Лерсонтова!
М да! Мне жалко Беллу и совершенно не жалко Мэри.
"любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни", всё так. Но мозги у последней таки должны работать лучше нежели у первой!))
luvida
Jul. 9th, 2015 12:03 pm (UTC)
Почему у последней лучше? Потому как "вчёная"? Так она тоже "испорчена светом". А вот дикарка живёт интуитивно, а значит, мудрее.
(no subject) - super_kakadu - Jul. 9th, 2015 01:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luvida - Jul. 9th, 2015 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - super_kakadu - Jul. 9th, 2015 02:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luvida - Jul. 9th, 2015 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - super_kakadu - Jul. 9th, 2015 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luvida - Jul. 9th, 2015 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - super_kakadu - Jul. 9th, 2015 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luvida - Jul. 9th, 2015 03:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - super_kakadu - Jul. 9th, 2015 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luvida - Jul. 9th, 2015 03:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - super_kakadu - Jul. 9th, 2015 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luvida - Jul. 9th, 2015 03:16 pm (UTC) - Expand
daria_mirdari
Jul. 9th, 2015 10:36 am (UTC)
Образ Печорина у меня формировался исключительно из книги (по моему личному впечатлению, а не по тексту автора). Фильм я не смотрела.
Печорин для меня - высокий, стройный брюнет. Я бы даже сказала - жгучий брюнет.
И Печорин - нет, это не Лермонтов.

Edited at 2015-07-09 10:37 am (UTC)
luvida
Jul. 9th, 2015 12:04 pm (UTC)
Спасибо за ответ)
alex_akishin
Jul. 9th, 2015 11:04 am (UTC)
Доброго денечка!)
luvida
Jul. 9th, 2015 12:05 pm (UTC)
И вам всего доброго)
52vadim
Jul. 9th, 2015 11:08 am (UTC)
Леpмонтов - желчный, язвительный, вспыльчивый (говенный). Но..! Поэт..!)) ПОЭТ..!
luvida
Jul. 9th, 2015 12:05 pm (UTC)
Да! Да! Да! И Печорин такой же...
Их трагедия в том,мне кажется, что они никого не любили...
(no subject) - super_kakadu - Jul. 9th, 2015 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luvida - Jul. 9th, 2015 01:07 pm (UTC) - Expand
ayrat72
Jul. 9th, 2015 11:33 am (UTC)
Вот это точно, постановка или экранизация прочно вбивают в голову образы героев.
luvida
Jul. 9th, 2015 12:05 pm (UTC)
Ага, вот прямо сразу готовый образ всплывает)
kladez_zolota
Jul. 9th, 2015 12:15 pm (UTC)
У меня тоже ассоциация с артистами.
luvida
Jul. 9th, 2015 12:33 pm (UTC)
Да, вбили, так вбили нам в голову)
(no subject) - super_kakadu - Jul. 9th, 2015 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luvida - Jul. 9th, 2015 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - super_kakadu - Jul. 9th, 2015 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luvida - Jul. 9th, 2015 02:13 pm (UTC) - Expand
vorchun_luka
Jul. 9th, 2015 01:07 pm (UTC)
рад, что добавили )
luvida
Jul. 9th, 2015 01:07 pm (UTC)
И мне приятно)
kirinamir
Jul. 9th, 2015 01:44 pm (UTC)
а мне кажется, что не высмеивал... жизнь для этого класса такая и была...
luvida
Jul. 9th, 2015 02:17 pm (UTC)
Назвать героем времени человека, никого не любившего, эгоиста до мозга костей - это ли не сатира?

Edited at 2015-07-09 02:17 pm (UTC)
(no subject) - kirinamir - Jul. 9th, 2015 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luvida - Jul. 9th, 2015 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kirinamir - Jul. 9th, 2015 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luvida - Jul. 9th, 2015 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kirinamir - Jul. 9th, 2015 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luvida - Jul. 9th, 2015 06:24 pm (UTC) - Expand
3000top
Jul. 9th, 2015 02:23 pm (UTC)
3000-ТОП
Ваша запись появилась в рейтинге 3000-ТОП. Отслеживать судьбу записи вы можете по этой ссылке.
Подписаться на рассылку или отказаться от рассылки можно здесь.
luvida
Jul. 9th, 2015 05:23 pm (UTC)
Спасибо.
katyakhripunova
Jul. 9th, 2015 02:38 pm (UTC)
Люба, а про обещание прочитать это ты не меня имеешь в виду? я вроде бы за месяц не обещала, просто собиралась :)
а про Печорина мне кажется что это собирательный все же образ, во многом вымышленный, но и частично Лермонтов в нем себя воплотил, очень уж он живой, несмотря на скуку, либо это кто-то, кого Лермонтов очень долго рядом наблюдал.
luvida
Jul. 9th, 2015 03:16 pm (UTC)
Нет, Катя, не тебя. Я в начале июня писала о музее в Тамани и предложила обсудить "Героя" через месяц. Кое-кто обещал))
Думаю, что ты права, образ всё-таки собирательный, просто многие в то время были такими.
vixymixy
Jul. 9th, 2015 04:58 pm (UTC)

Как хорош Ивашов в роли Печорина! Вот как его не полюбить после этого? Хотя он, по большому счету, любви не достоин...

luvida
Jul. 9th, 2015 05:00 pm (UTC)
Ага, идеализировали мы его, я-то точно)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 63 comments — Leave a comment )

Обо мне

2016
luvida
Любовь

Календарь

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Разделы блога

























      


      





Powered by LiveJournal.com